О профессии Управленец и обучении менеджменту

О профессии

В одном из ресторанов была вакансия повара. Ресторан был высококлассный. Подбор был тщательный. Нужен был не просто тот, кто любит и умеет готовить, а человек, имеющий профессиональные знания и навыки.
Кандидатам предлагалось на кухне, используя имеющиеся продукты и инструменты, приготовить несколько блюд на свое усмотрение. Человеку давали много свободы, чтобы он показал себя тем, кем он является.
За действиями кандидата экспертным взглядом наблюдал специалист, имеющий большой опыт в профессии. Он смотрел, как человек, ориентировался в новом пространстве кухни, как выбирал инструменты, как ими пользовался, сколько лишних движений совершал и т.д. Эксперт никогда не пробовал получившееся блюдо. К тому времени, когда оно было готово, выбор уже был сделан…

Что такое менеджмент с практической точки зрения?
Это действия, поступки конкретных руководителей-«управленцев» в организации, которой они управляют. Система этих действий и образует процесс, который называют менеджментом.
А где мы – практики управления – этому учились?
Главным образом, в тех организациях, частью которых мы были когда-то. Первая организация для каждого человека – это его родительская семья. «Родительской семьей» может быть папа с мамой, детский дом или ближайшая подворотня – то место, в котором человек формировался и рос, впитывая реалии жизни и делая свои соответствующие выводы.

Ребенок приходит в мир, в котором уже существуют нормы и правила. И для того, чтобы стать частью этого мира, ему приходится однажды подчиниться тому, что с ним делают. Это очень мощный опыт подчинения или неподчинения. Растущий ребенок делает для себя соответствующие выводы, формируется его собственная картина мира. В том числе — о власти и подчинении. Эти выводы являются базовыми, и будут влиять на действия и поступки уже взрослого человека всю его жизнь. Приобретенные в детстве паттерны поведения подлежат развитию, но это многолетний и личностно-трудный процесс.

Сколько во мне есть от профессии?
Когда уже повзрослевший человек становится руководителем той или иной организации, он обязательно «принесёт с собой» свои взгляды на процесс «власть-подчинение» в организацию. И в конкретных ситуациях он будет поступать, опираясь на эти взгляды и представления. Вот здесь продолжается школа менеджмента. Многое из того, что он делает, никакого отношения к профессии МЕНЕДЖЕР не имеет. Он продолжает клишировать снова и снова приобретенные паттерны поведения, не занимаясь при этом своими прямыми обязанностями, предписанными ролью Руководитель/Управленец. Потому что он не вполне, а иногда и совершенно не знает, что включает в себя эта роль, какие функции несёт.

Бывает так, что он нигде этому не учился профессионально. Тогда он делает многое из того, что не помогает ему управлять и является лишним. При этом, он не дорабатывает свои функции как управленец, поскольку не достаточно знает об их сущности и, соответственно, не умеет делать, что от него требуется организации.

Источники освоения профессии.
Если не хочется быть дилетантом в одной из самых сложных профессий, то стоит наладить свое системное обучение Менеджменту, с большим количеством практики. То, что сегодня предлагает нам система высшего образования, не выдерживает проверкой на практике. В ВУЗах на специальности Менеджмент, в лучшем случае, дают хорошие теоретические знания. Даже при условии, что студент мотивированно учился, в реальной ситуации, на предприятии он вряд ли сможет воспользоваться полученными знаниями, потому что его паттерны будут сильнее.

Паттерны — это, как уже сказано выше, базовый опыт пребывания в процессе управления-подчинения и его трудно изменять и развивать. Преподавание в ВУЗах этой проблемы не решает.
Для решения этой задачи мы создали Курс профессиональной переподготовки руководителей, 9-модульную программу «Адаптивные организации. Управление с помощью видения». Проводим и совершенствуем его более десяти лет. Ключевые аспекты профессии в этом курсе объединены в отдельные «тренинговые» блоки.

Модуль за модулем, от темы к теме – мы развиваем внутри обучающегося его сложившиеся представления и умения. Даем ему быть в ситуации управления, чтобы он почувствовал свою истинную роль руководителя и пробовал её осваивать. Такая сложная задача не может быть решена в одночасье. Поэтому на протяжении 9-ти последовательных тренинговых модулей – а это 1 год обучения — мы много работаем «бок-о-бок» с каждым участником. Это работает. Так развивается менеджер и менеджмент…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *